kozlovski (kozlovski) wrote,
kozlovski
kozlovski

Бегство американского гиганта

Крупнейшая в мире сеть супермаркетов – транснациональная корпорация Wal-Mart уходит из Германии. Низкие цены и патерналистская забота о клиентах – визитная карточка компании – так и не смогли компенсировать в глазах европейцев другие её традиции – унизительные зарплаты и моральные издевательства над сотрудниками. После серии разоблачений, сделанных профсоюзными активистами, немецкие покупатели окончательно отвернулись от Wall-Markt.

Американские стандарты…

Появившись почти 50 лет назад американская сеть супермаркетов Wall-Mart в течение длительного времени практически не терпела неудач. Главный принцип, которым руководствовалась компания – продавать товары по самой низкой цене – обеспечивал ей процветание и динамичное развитие. В 70-е гг. Wal-Markt считалась символом американского благополучия. Однако, сейчас её репутация является, мягко говоря, неоднозначной.

По мере роста влияния корпорации росло и количество её врагов, причём не только среди конкурентов, но и среди политиков. В то время как 80% всех политических расходов корпорации, приходилось на финансирование республиканской партии США, конкуренты обращали всё большее внимание на демократов. Именно демократическая партия и занялась критикой деятельности Wal-Mart.

Но действительно серьёзные проблемы у компании начались в 1999 году, когда она вступила в конфликт с объединённым профсоюзом работников пищевой промышленности (USFU). Достоянием широкой публики стала информация о низких зарплатах рядовых сотрудников компании, получающих доход, едва превышающий прожиточный минимум. Поскольку при такой зарплате сотрудники не в состоянии даже оплатить медицинскую страховку, они вынуждены обращаться к государственной программе медицинской помощи Medicaid. Согласно информации «New York Times», такая экономия со стороны Wal-Mart ежегодно обходится американским налогоплательщикам в 1,6 млрд долларов.

Сильным ударом против репутации компании стало создание USFU специального сайта, на котором размещались сведения о нарушении трудовых прав работников корпорации, полученные от уволенных сотрудников. Вскоре к работе над сайтом подключились также учёные, политики и профсоюзные деятели.

Настоящим бестселлером стала появившаяся в 2001 году книга Барбары Эренрайх «Считая гроши: как (не) свести концы с концами в Америке». Написанная в том числе и по личным впечатлениям (в ходе работы над книгой автор месяц проработала в Wal-Mart упаковщицей одежды), книга содержала многочисленные описания нарушений трудовых и человеческих прав работников руководством компании.

Официальное заявление по поводу критики, направленной против корпорации было сделано пресс-секретарем Wal-Mart Моной Вильямс: «Имейте в виду, что за этой инициативой стоит профсоюзная организация со своими целями, а не общественная организация. Это лишь очередной пример того, как профсоюзы манипулируют фактами для дискредитации Wal-Mart".

Такое отношение к профсоюзам корпорация проявляет не только на словах. Как и целый ряд других транснациональных корпораций, Wal-Mart стремится не допустить создания в своих подразделениях профсоюзных организаций.

… и европейские традиции

На фоне нарастающих проблем в США, Wal-Mart начала активно развивать бизнес в странах Европы. На немецкий рынок компания вышла в 1998 году, когда приобрела две германские розничные сети: «Interspar» и «Wertkauf».

Однако, высоких темпов здесь набрать не удалось - оказалось, что американские стандарты не всегда подходят для работы на европейском рынке. Специальные работники, обязанные улыбаться и приветствовать каждого входящего, а также продавцы, следующие повсюду за клиентом, предлагая тот или иной товар, откровенно смущали покупателей. У многих мужчин такое поведение ассоциировалось с попыткой мошенничества.

Конкуренты Wal-Mart до сих пор иронизируют по поводу реакции клиентов на то, что продавцы в супермаркетах корпорации первоначально предлагали покупателям помощь в упаковке бакалейных товаров в полиэтиленовые мешки. Оказалось, что немецкие покупатели вовсе не хотят, чтобы чужие люди прикасались к их бакалее.

Да и само расположение торговых центров оказалось непродуманным. Немецкий покупатель предпочитает не брать всё в одном месте, а приобретать разные товары в разных магазинах. Территориальное расположение супермаркетов Wal-Mart, расположенных как правило за городом и вдали от торговых центров конкурирующих фирм не отвечало этим привычкам.

Но самые большие проблемы у корпорации опять возникли от профсоюзов. Для большинства германских компаний является совершенно нормальным фактом, существование на предприятиях профсоюзных организаций и рабочих советов. По мнению многих работодателей, эти институты значительно облегчают управление предприятиями. Но все попытки создания этих предусмотренных немецким законодательством структур руководством корпорации пресекались.

Самый крупный скандал, нанесший в Wal-Mart в Германии непоправимый репутационный вред, возник после того, как в руки представителей немецкого профсоюза «Ver.di» попался переведённый с английского свод правил и предписаний для сотрудников корпорации. Наибольшее негодование общественности вызвали запреты на «служебные романы» между сотрудниками, а также требование сообщать о подобных случаях начальству. Несмотря на то, что руководство компании вынуждено было опровергать просочившуюся информацию, а затем и отменить одиозные предписания, многочисленные кричащие заголовки в прессе сыграли свою роль и доходы компании резко сократились.

После того, как руководство Wal-Mart вынуждено было пойти на уступки и смириться с деятельностью профсоюзов проблемы не закончились. Сейчас «Ver.di» обвиняет компанию в том, что она не сообщает профсоюзу о предстоящих закрытиях магазинов и складов, о чём работодатель, согласно немецкому законодательству, обязан предупреждать заблаговременно.

Таким образом, непонимание запросов немецкого покупателя, усиленное постоянными конфликтами с профсоюзом так, отпугнуло от корпорации многих потенциальных клиентов и не позволило Wall-Mart укрепиться на германском рынке.

Отступление торгового гиганта напоминает паническое бегство. В один момент под контроль главного конкурента Wal-Mart – сети «Metro» перешло 85 супермаркетов и 670 продовольственных магазинов. В следующем году, вследствие ухода с германского рынка, Wal-Mart потеряет около 1 млрд. долларов. Но у корпорации появились новые приоритеты

Уходя из Германии и Великобритании, Wal-Mart собирается развивать активность в Центральной и Южной Америке, Китае и странах Азии. Скорее всего, расчётливые американские бизнесмены полагают, что в новых странах мизерные зарплаты и моральные издевательства над сотрудниками не вызовут столь громких скандалов.

Сергей Козловский
kozlovsky@solidarnost.org
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments